?

Log in

 
 
15 Июнь 2009 @ 18:55
"Самое трудное – это швейцарский город"  

Несколько преувеличено, но для новичков авто-путешественников интересно сравнение с Германией...

Побывав в Женеве, пытаюсь вырулить в сторону автобана.
Стрелка, которая указывала на автобан, встретилась мне всего два раза. Задав приблизительное направление, она исчезла, сказав видимо себе: дальше он разберется сам.
Чем дальше, тем сложнее!

 

Вечернее движение, переплетение незнакомых улиц, гроздья самых разнообразных указателей, размещенных так, что прочитать то, что на них написано, абсолютно не представляется возможным - все это утомляет и запутывает. Наконец - кульминация! Я выезжаю на оживленную круговую площадь. Где автобан – непонятно. В центре площади возвышается высоченный столб, увешанный гирляндами указателей...

В толчее и суматохе успеваю рассмотреть зеленый указатель на автобан, указывающий в землю.

Крепления, видимо, ослабли, и тяжелый указатель, что называется, «поник головой»… Все, сдаюсь! Паркуюсь на обочине и, собрав остатки английского (франкоязычные швейцарцы на немецком, конечно же, не говорят), иду спрашивать дорогу.

Европа такая разная. Это только издалека Европа кажется неким монолитом. На самом деле, пожив в Европе (точнее в западной ее части), начинаешь видеть, насколько непохожи ее отдельные регионы.

Это касается и «национальных особенностей вождения». Мне пришлось четыре года проездить в Германии и столько же в Швейцарии. Можно сравнивать… Конечно, обе страны являют собой образец порядка и вежливости. Здесь пропускают пешеходов, не обгоняют справа, а правила дорожного движения одинаковы для всех. Однако все-таки езда в Швейцарии, это не совсем то же самое, что езда в Германии.

И вот теперь представим себе, что вы едете из Германии на легковом автомобиле в Швейцарию.

Пересечение границы со Швейцарией, как правило, происходит на КПП «Вайль-ам-Райн». Это – наиболее проторенная дорога, именно этим пограничным пунктом заканчивается немецкий автобан «А5» Карлсруэ-Базель. Автобаны в Швейцарии платные, годовая «виньетка», которую наклеивают на лобовое стекло, стоит 40 шв. франков (около 27 евро). Ее разумнее приобрести на подъезде к границе.

Как правило, швейцарцы не проверяют всех подряд. Если вы едете с туристическими целями, если у вас есть виза, то беспокоится нечего.

Швейцарские пограничники – великие психологи. Потенциальных нарушителей закона они чуют за версту. И вот граница позади. Помните, что в Швейцарии существует ограничение скорости – 120 км/час. Не жмите на газ изо всех сил, иначе можно сразу попасть в одну из «радарных ловушек».

Въехав на территорию Швейцарии, сразу перестройтесь на другую гамму цветов дорожных указателей.

Если в Германии щиты на автобанах федерального значения синего цвета, то в Швейцарии – зеленого, а вот указатели выездов с автобана как раз синие. Перестройка на новый дизайн дорожных указателей может потребовать некоторого времени, да и знания языков. Если по-немецки «выезд» называется «Ausfahrt», то по-французски – «Sortie», а по-итальянски «Uscita» Уже через пять минут после пересечения границы вам станет ясно, что автобаны в Швейцарии преимущественно двухполосные. Это связано как с элементарной нехваткой места (Швейцария - маленькая страна, зажатая между гор), так и с тем, что скоростные магистрали в Конфедерации стали строить только в начале 60-х гг., скрупулезно рассчитывая стоимость и экономя каждый сантим, в то время как в Германии основные магистрали были построены при Гитлере с военными целями, а уж на это тоталитарный режим денег не пожалел.

Сегодня двухполосные автобаны в Швейцарии - это очевидный недостаток, особенно с учетом плотного потока большегрузных трейлеров.

Поэтому на швейцарском автобане можно очень часто наблюдать странную картину: справа, на расстоянии пары километров друг от друга, едут два трейлера, а все движение скапливается на левой полосе. Логика ясна – все равно рано или поздно догоню медлительный «трак» и встану перед необходимостью его обгона, что будет, в свою очередь, связано опять-таки с необходимостью перестройки в левый ряд. Поэтому уж лучше сразу стать влево и не волноваться.

Большинство швейцарцев так привыкло к этому, что просто не рассматривают возможность движения в правом ряду. Выезжая на магистраль, они, минуя правый ряд, сразу перестраиваются в левый. Вам остается либо ехать как все в левом, либо выбрать свободный правый, опередить десяток упорно плетущихся слева автомобилей, подождать немного, чтобы опережение не стало противоправным обгоном справа, а потом спокойно перестраиваться туда, где едут все. Обязательно найдется какой-нибудь особо «дисциплинированный» швейцарец, который помигает вам фарами. Игнорируйте его, ему просто обидно, что он сам не додумался до этого трюка.

Ездят швейцарцы вообще грамотно и цивилизованно.

Есть только у них два любимых занятия: выкидывать на ходу из окон горящие окурки и со всего налета утыкаться вам в задний бампер и отчаянно сигналить фарами, если вдруг им кажется, что вы двигаетесь слишком медленно. На автобане можно просто уйти вправо. На горной же дороге все гораздо сложнее. Попав в такую ситуацию, не паникуйте, спокойно езжайте дальше, игнорируя размахивания руками и мигание фарами, а при первой же возможности прижмитесь к обочине и дайте возможность этому «усталому от жизни» лихачу нестись дальше.

Да, и не забудьте, что сколь бы ни была узкой горная дорога, навстречу вам в любой момент может вывернуть из-за поворота огромный «почтовый автобус». В этом случае, сохраняя спокойствие, начните сдавать назад, пока не появится возможность разъехаться.

Швейцария – страна гор. Поэтому изначально автобаны в стране строились не там, где нужно, а там, где это возможно, то есть в долинах. Строителям элементарно не остается места для особых инфраструктурных роскошеств. Например, привычных в Германии развязок в Швейцарии нет. Вместо этого здесь принята система разветвлений. Увидев расходящиеся в разные стороны белые стрелки на зеленом фоне, следует притормозить и более внимательно следить за указателями. Может случиться так, что нужная вам полоса окажется через три ряда от вас: если вы вовремя не отметили этот факт, то вам придется начинать рискованный маневр почти аварийного перестроения сразу через несколько рядов.

Такое «расщепление» автобана годилось для неторопливого и неинтенсивного движения лет тридцать назад. Сейчас эта система является источником постоянных аварий.

Планируя путешествие, помните, что в Швейцарии понятия «близко» и «быстро» не идентичны. Например, знаменитый курорт Лейкербад (кантон Вале) по прямой находится всего в 50 км от Берна, однако поездка туда по автобану занимает почти два часа и требует преодоления почти 200 с лишним километров, потому что курорт этот достижим только в обход гряды Валлийских Альп. Или надо будет раскошелиться на использование так называемого «аутоферлада» (загрузка машин на платформы и транспортировка их по железной дороге через специальный тоннель). Сейчас как раз на этом направлении строится новый автомобильный тоннель, однако рассчитывать на него можно будет только с 2010 года (в лучшем случае).

Носиться по Швейцарии с дикой скоростью не надо хотя бы потому, что в любой момент можно либо влететь в туннель, скорость в котором, как правило, ограничена 80, в лучшем случае – 100 км/ч., либо неожиданно столкнуться с фактом превращения скоростной автомагистрали в обыкновенную однополосную дорогу. Каждый туннель оборудован системой скоростного мониторинга и вас в случае серьезного превышения немедленно сфотографируют. И именно из-за туннелей все машины в Швейцарии в любое время суток двигаются с включенными фарами.

Система дорожных указателей в Швейцарии имеет еще одно фундаментальное отличие от немецкой.

Если в Германии для вас отмечен не только ближайший выезд, но и показано, какие важные города у вас впереди, то в Швейцарии такого нет: на указателе указан только тот населенный пункт, который вы сможете достигнуть, если свернете с магистрали в данный момент. Что будет дальше, если вы не станете сворачивать, неясно. Выезжая из Кельна, я вижу, куда надо ехать, чтобы приехать во Франкфурт-на-Майне. Выезжая, скажем, из Санкт-Галлена, я понятия не имею, куда надо ехать, чтобы попасть в Женеву.

Указатель на Женеву появится где-то после Берна, но из системы указателей эту информацию получить нельзя.

За этим кроется деревенский принцип «если надо – найдешь, да и вообще, чего тебе делать в этой Женеве». Поэтому прежде чем ехать куда-то, внимательно проработайте маршрут и разметьте его по карте. Желательно, что кто-то у вас обязательно был штурманом и следил за дорогой. Так что не гоните, тем более что с начала 2005 года швейцарская полиция особенно жестко карает нарушителей скоростного и парковочного режимов.

Внимательно проштудируйте карту того города, который вы наметили в качестве цели своего путешествия.

В конце концов на автобане вы, рано или поздно, доедете туда, куда нужно. Самое трудное – это швейцарский город. Про свой женевский опыт я уже рассказал. Не менее «травматичен» был опыт поездки по Цюриху.

Новичкам можно только посоветовать: избегайте посещать Цюрих на автомашине!

Помните, что любой город в Швейцарии – это бывшая деревня, поэтому указатели, если они вообще есть, следуют все тому же деревенскому принципу, который исходит из того, что местные жители и так знают, что где находится, а если ты попал в наш город впервые, то это твои сложности.

В Швейцарии не любят обозначать улицы и дома. Чем дальше к югу, тем сложнее ориентироваться на улицах. В городе Лангенталь (40 км от Берна), например, вообще нет ни указателей улиц, ни номеров домов. Ну, нет их там – и все! Номера домов, если они есть, швейцарцы вообще предпочитают помещать очень скрытно, около подъездов, или в любом случае так, чтобы их никто не увидел.

На ходу нужный дом здесь не найти. Не ленитесь останавливаться, выходить и … искать «вручную».

Но и тут не все просто! Спрашивать, например, где находится та или иная улица – бесполезно. Люди могут всю жизнь прожить на улице и не знать, как она называется. Если при въезде в любой немецкий город водитель сразу видит, куда надо ехать, чтобы попасть в «центр», в «старый город» или на «вокзал», то при въезде в швейцарский город рассчитывать на это не приходится. Указатели расскажут вам, где находится ближайшая церковь, приют для пенсионеров, лесопилка или каменоломня – где центр вы не узнаете никогда.

В Цюрихе, например, указатель «Central» означает не центр города, а просто один из сложнейших перекрестков.

Собственно центр тут надо искать, ориентируясь на указатель «See», а первый указатель на «Bahnhof» (Вокзал) встретится вам только на стене самого вокзала. Не логично? Но ведь про это и так все знают… А теперь про это знаете и вы. Так что избегайте въезжать в Цюрих на автомобиле, не говоря уже о том, что парковки в городе более чем дороги. И наконец, в туристических городах парковки под открытым небом платны и в выходные дни (в отличие от Германии).

И все-таки… Да, Швейцария, как и любая другая страна, имеет свои «особенности». Но настанет момент, когда все неприятности останутся позади и вам наконец откроется то, ради чего, вы в Швейцарию и приехали: ее прекрасная природа, ее замки, мосты, горы, озера… Прекрасного отдыха!

http://www.gazeta.ru/travel/2009/06/08_e_3208346.shtml